Фёдоров Иван - см. Иван Фёдоров.
* * *
ФЕДОРОВ Иван - ФЕДОРОВ ИВАН (наст. имя Иван Федорович Московитин) [ок. 1510 - 5 (15) декабря 1583, Львов], основатель книгопечатания в России и на Украине. Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).
Учился в Краковском университете в 1529-32, получил степень бакалавра. В 1530-50-е гг., по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария (см. МАКАРИЙ (митрополит)) и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона (не позднее 1563) в Кремлевском храме Николы Гостунского - одного из самых заметных в московской иерархии.
«Апостол»
С одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга - «Апостол (см. АПОСТОЛ)». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Федоровым и П. Т. Мстиславцем (см. МСТИСЛАВЕЦ Петр Тимофеевич) в течение года. Тираж издания составил ок. 2000 экземпляров (сохранилось ок. 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.
Отъезд из Москвы
В 1565 Федоров и Мстиславец издают «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекращается, и они покидают пределы Московского государства. Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Федорова, «зависти ради многие ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»). Предполагают, что Федоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 Иван Грозный вводит опричнину (см. ОПРИЧНИНА)) оставаться в Москве было опасно.
Заблудувский период
Федоров и Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудуве (ныне Польша) у гетмана Г. А. Ходкевича - сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569). После его выхода Мстиславец расстается с Федоровым и переезжает в Вильно, а Федоров продолжает выпуск книг. В 1570 выходит одно из лучших его изданий «Псалтырь» (с «Часословцем»), которую украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением царя Давида. После Люблинской унии (см. ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ) (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попадает в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Федорову в поддержке.
Львовский «Апостол». «Азбука»
Перебравшись во Львов, Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. В том же году он издал «Азбуку» - первый печатный русский учебник.
Острожская типография
Крупные финансовые затруднения заставили Федорова покинуть Львов. Его пригласил к себе в имение для устройства типографии богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго-Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Геннадиева Библия. В 1580 Федоров издал Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших», а в следующим году - первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточно-славянских народов и полиграфического искусства. Всего в Остроге вышло 5 изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1583 он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался.